mikes68 (mikes68) wrote,
mikes68
mikes68

Category:

Львов 1970-х годов: джинсы, рок-музыка, очереди... Часть 2

Наибольшим дефицитом в семидесятых годах были джинсы, ведь мода на них стала просто повальной.
До 1974 года цена на джинсы составляла в среднем 100 рублей, в 1978 году - 160 рублей, а в начале 1980-х годов достигла своего пика: 200 - 220 рублей. Тем не менее, джинсы в 1970-х были той голубой мечтой, которая превосходила любые деньги, можно сказать, что они стали своеобразным символом эпохи. Купленные за месячную зарплату врача или инженера, джинсы автоматически становились предметом буржуазной роскоши, а со временем, протертые на коленях и потрепанные, они приобретали революционный, бунтарский облик. Джинсы отличались от молодого человека тем, что поначалу имели буржуазный вид, а затем, после длительной и активной носки, потрепанные и потертые, становились революционными. А вот у молодого человека как правило все было наоборот - поначалу он был бунтарем и почти революционером, и лишь затем, как следует потершись и постукавшись о реальность житья-бытья, приобретал мещанские, почти буржуазные черты.

Все же джинсы в ту пору были для нас наилучшим символом нашего протеста против совкового стиля жизни. Покрой джинсов был в семидесятые гораздо более смелым, чем в боязливые шестидесятые или в консервативные восьмидесятые. Это было время моды на клеши, которые по определению должны были быть как можно более широкими. Для этого "народные умельцы" вшивали специальные клинья и максимально зауживали в бедрах и коленях. В особо ярких, практически рекордных случаях клеши в ширину достигали 50 см - такие штаны за их вид называли "колокольчиками". Молодежь уже не хотела носить рабочую одежду из советских магазинов, но далеко не у всех были деньги на фирменные джинсы, поэтому зачастую приходилось шить любимые брюки у частных портных.

Естественно, это тоже были клеши, зачастую с накладными прямыми карманами и низкой талией. И еще очень важным было то, чтобы они плотно обтягивали седалище. Вот, собственно, и все, что требовалось от джинсов. А для львовских портных-частников это время стало поистине звездным часом. Кстати, подлиннные ценители синих штанов понимали, что джинсы должны плотно облегать тело, а потому многие из них даже не надевали вниз исподнее белье, а перед тем, как надеть джинсы впервые, их на 10-15 минут окунали в воду. Понятное дело, очень важным делом была примерка джинсов непосредственно перед заключением сделки и выплатой денег. В некоторых случаях покупатель с изрядным трудом влезал в джинсы и несколько приятелей помогали ему защелкнуть застежку. Если джинсы были настолько тесными, что через них никак было нельзя ущипнуть за ногу их носителя, то считалось, что они хорошо сидят, "как влитые".

Популярность джинсов породила подпольный джинсовый бизнес и его активистов и функционеров - спекулянтов и фарцовщиков. Ведь купить какую-либо красивую, яркую и модную одежду в большинстве случаев можно было только благодаря знакомствам и блату в заведениях торговли, либо за большие деньги у спекулянтов. В те годы отечественные магазины торговали в основном одеждой, при первом взгляде на которую возникало впечатление, что ее произвели в каком-то ином мире, где не существовало гармоничных колоритов, ярких тканей и тенденций в моде. Одежда из магазинов мало чем отличалась от рабочей униформы, пошитой по принципу "дешево и сердито".

За джинсами во Львов приезжали даже из других городов и областей. Каждое воскресенье в районе Рясного (конец улицы Шевченко) проходили барахолки - оазис капитализма и частной инициативы в стране социалистической торговли. Здесь можно было купить все, что душа пожелает, и увидеть вещи, о существовании и назначении которых ты раньше не имел ни малейшего представления, но в первую очередь сюда ехали за модной одеждой, а из модных шмоток в первую очередь искали джинсы. На барахолках часто продавали и подделки, у которых лишь покрой напоминал оригинальный джинсовый, а вот ткань не имела ни малейших признаков подлинного коттона, а ее окрас, что называется, и близко не лежал с глубиной подлинного индиго. И всегда находились простаки, которым удавалось впихнуть эти "самопалы" под видом подлинных американских джинсов. Но подлинные ценители джинсов хорошо знали в главные признаки заокеанской "фирмы": швы, обязательно простроченные желтой ниткой, и темно-золотые клепки. Власти в ту пору вроде как осуждали барахолки и их завсегдатаев, милиция устраивала рейды-облавы на спекулянтов, газета "Львовская правда" периодически вопрошала на своих страницах: "Нужна ли нам барахолка?", но уничтожить барахолку оказалось тяжело (ибо была в ней реальная потребность), и просуществовала она до конца 1970-х годов. На смену ей пришла "скупка" в центре Львова, с тыльной стороны театра имени Марии Заньковецкой, за трамвайной остановкой.

(Продолжение следует.)
* * *
Автор - Илько Лемко.
Источник: Ілько Лемко Львів понад усе. — 2-ге вид. доп. - Львів: «Піраміда» 2007. — 188 с.
Перевод с украинского - наш собственный.
Tags: 1970-е годы, История Украины, Львов, ХХ век, жизнь и быт, мода
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments