mikes68 (mikes68) wrote,
mikes68
mikes68

Categories:

Между ассимиляцией и нацией: евреи Галиции во времена Габсбургов (1772-1918 гг.). Часть 6

Конец уверенности и спокойствия пришел в начале августа 1914 года, когда в Галичину поступила информация о наступлении русской армии. Еврейское население начало массово бежать из края. Число еврейских беженцев за первый год войны по разным подсчетам колебалось от 200 до 400 000. Они поселялись в специально устроенных австрийскими властями лагерях в Моравии и Богемии. Главным убежищем для беглецов стала Вена. Во время войны количество евреев в австрийской столице увеличилась почти в два раза.

В начале сентября в Галицию вступили русские войска. Около половины из них составляли конные казачьи подразделения с Дона, Кубани и Терека. Казаки редко контактировали с евреями по месту своего проживания. Поэтому для них иудеи с их отличной религией и образом жизни были обобщенным символом угрозы традиционной русской культуре и христианской вере. Под влиянием пропаганды солдаты считали одной из своих задач освобождения славянского населения Галичины от "еврейского ига". Антисемитские настроения в рядах российской армии усиливались слухами о шпионаже и подрывной деятельности евреев в тылу. Сообщения о такого рода случаях редко содержали конкретные имена, однако способствовали формированию коллективного образа еврея как "ненадежного элемента".

Враждебность российских военных в отношении евреев вылилась в проявления насилия. В первые дни сентября солдаты, казаки и благосклонные к ним местные жители жгли и грабили еврейские дома и магазины в Станиславе, Тернополе, Коломые, ряде малых городов и сел. Самый масштабный инцидент имел место во Львове. 26 сентября в городе начали распространяться слухи о том, что в еврейском квартале стреляли в русских солдат. Казаки в ответ начали стрелять по окнам домов Краковской площади - давнего района проживания еврейских ремесленников и купцов. Ночью город патрулировали конные разъезды, которые громили еврейские дома, грабили магазины и винные магазины. 300 человек были арестованы. Несколько взрослых и детей были убиты на месте.

Российская военная администрация Галиции во главе с генерал-губернатором, графом Георгием Бобринским стремилась сделать австрийскую провинцию частью Российской империи. Поэтому российские чиновники хотели уравнять общественное положение галицких евреев с положением, которое в то время занимали их российские единоверцы. Теперь местным иудеям запрещалось свободно передвигаться в пределах края и выезжать за его пределы. Устанавливался также запрет на их поселение в сельской местности. Евреи были лишены прежних гражданских прав. Лица иудейского вероисповедания были уволены со своих должностей в галицкой администрации. Школы и синагоги были закрыты. Публичные собрания - запрещены. В начале 1915 года евреев, проживавших в зоне боевых действий, начали высылать в отдаленные губернии Российской империи.

В результате наступления австро-германских армий, в июне 1915 года в Галичине была восстановлена австрийская власть. Еврейские беженцы смогли вернуться домой. Однако лишь малая их часть воспользовалась этой возможностью, так как почти вся их собственность была конфискована. Поэтому те, что вернулись, вынуждены были существовать на грани бедности. С июня 1916 контроль над частью Галиции на короткое время снова перешел к российским военным. Депортированным в Российской империи евреям было разрешено вернуться в край. Они, однако, не имели права селиться в предыдущих местах проживания. 35 000 переселенцев вынуждены были жить в деревянных бараках, страдая от антисанитарии и болезней.

В июле 1917 года после провала "наступления Керенского" российские войска окончательно отошли из Галичины, провинцию оккупировала немецкая армия. Ранее немецкие войска уже захватили подроссийскую часть Польши. Здесь в ноября 1916 была образована марионеточное государство - Королевство Польское. Перспектива перехода территории Галичины под польский контроль в новом контексте поставила традиционный вопрос еврейской лояльности к власти. В течение 1918 года большинство еврейских партий и организаций - от ортодоксов до сионистов подчеркивали желание иудеев остаться под властью Австрии. Еврейские лидеры писали, что только государство Габсбургов, в которой ни одна из национальностей НЕ доминировала над другой, могла гарантировать всем народам равные гражданские права.

С окончанием Первой мировой войны и распадом Габсбургской монархии возможность лавирования между лояльностью к имперской власти и приверженностью к той или иной этнической группе в провинции окончательно отошла в прошлое. Галицкие евреи понимали, что в будущем их ждут конфликты на национальной основе. Правдоподобность таких ожиданий подтвердилась уже с провозглашением независимого Польского государства в ноябре 1918 года. Когда 21 ноября 1918 украинские войска отошли из Львова, никем не контролируемые польские солдаты вместе с местными бандами устроили в городе двухдневный погром. Еврейские жертвы стали тогда платой за нейтральную позицию, которую галицкие евреи заняли в польско-украинском конфликте.


Автор: Евген Поляков, историк.

Источник: Проект "Україна". Австрійська Галичина / Упоряд. М. Р. Литвин; Гол. ред. О. А. Красовицкий. - Х.: Фоліо, 2016. - 410 с.

Перевод с украинского - наш собственный.
Tags: XX век, Западная Украина, Львов, евреи, межнациональные отношения
Subscribe

  • Тиббу – "внуки эфиопов"?

    Тиббу (тубу, теда; в переводе с араб. — "скальный человек") — народ, живущий в Центральной Сахаре (главным образом в Республике Чад, небольшие группы…

  • Таинственные фульбе

    На горных пастбищах Фута-Джаллона изнуряющая жара чувствуется не так сильно, как в соседней Нижней Гвинее. Но и здесь сказывается близость влажных…

  • Прародители рода человеческого?

    Представители многих культур воспринимают себя как прародителей всего человечества и отражают такую точку зрения в своих мифах. Однако у…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments