mikes68 (mikes68) wrote,
mikes68
mikes68

Из истории народных знаний в Украине. Народная медицина. Часть 1

Одной из наиболее интересных отраслей народных знаний украинцев является традиционная народная медицина, под которой понимают комплекс лечебных приемов и рецептов, возникший в определенном регионе и передающийся устно от поколения к поколению. Истоки традиционной народной медицины украинцев, как и других славянских народов, уходят в глубокую древность. В дошедшем до нас замечательном памятнике древнерусской культуры XI в. “Изборнике Святослава” приводится описание целого ряда лекарственных растений, предпринимаются попытки объяснения этиологии (причин) заболеваний, содержатся профилактические советы.

Њноговековой опыт народных врачевателей, разнообразие лечебных средств и приемов зафиксированы во многих медицинских источниках XVI-XVII вв. - травниках, зілейниках, лікарських порадниках (“лечебные наставлениЯ”).

В основе народных воззрений на причины заболеваний лежали как рациональные, так и иррациональные представления о сущности болезней. Рациональное объяснение имели недуги, причины которых были очевидны, “видимы”, - к таковым относились заболевания травматического и простудного характера. Многие же психические болезни, природа которых была непонятна народу, объяснялись проникновением в человека злых духов, живших в болотах, лесах и даже поселявшихся в домах.

Олицетворение болезней порождало и соответствующие способы лечения, сводившиеся к изгнанию болезней из человека. Развитие зооморфных и антропоморфных представлений обусловило персонификацию заболеваний, особенно эпидемического характера - чумы, лихорадки, холеры и др. Чуму население Ровенщины, например, представляло в виде женщины или девушки (иногда со “звериными” ногами), которая ходит по полям и селам. Там, где она останавливается, вымирают люди. Свои жертвы чума заманивала, разбрасывая по дорогам дорогие вещи или деньги. Человек, поднявший их по неведению, неизбежно заболевал и умирал. Аналогично, в виде простоволосой женщины, изображали и холеру, появление которой в селе сопровождалось воем собак, причитаниями и плачем. На Кировоградщине верили, что холера - это женщина с семью детьми, которая, появившись в селе, рассылает их по всем улицам, сама же движется по главной улице, умерщвляя людей. Причиной появления этих заболеваний считалось несоблюдение некоторых христианских праздников. Чтобы не допустить “холеру” в село, дорогу перед ним загораживали заставой или же окапывали его рвом, в котором что-нибудь жгли, так как верили, что “холера” боится огня и дыма.

Лихорадку {трясця, пропйсниця, лихомйнка) представляли в образе Иродовой дочери Трясавиці, 77 Иродовых или змеиных дочерей, костлявой дряхлой старухи либо молодой женщины. Верили, что лихорадка может превращаться даже в воздух, благодаря чему она проникает в человека. Считали, что живет лихорадка в болотах. Оттуда она выходит в образе нищей старухи и бродит по селам. Верили также, что передается лихорадка через воду (если кто-нибудь выпьет после лихорадки воды из той же посуды, то непременно заболеет).

На Винниччине бытовал запрет на сон во дворе до появления листьев на деревьях и начала кукования кукушки (иначе “поймает лихорадка”). В этом поверье-запрете отразилось и закрепилось наблюдение о распространении заболевания ранней весной и о связи малярии-лихорадки с сыростью и болотами (место обитания малярийных комаров - переносчиков заболевания). В соответствии с персонификацией болезни
существовало множество, преимущественно магических, способов ее изгнания. Малярию-лихорадку “изводили” дурным запахом, холодной водой, горькими снадобьями, дымом от горящей кожи гадюки и т.п. Но, пожалуй, наиболее распространенным был следующий способ: из сырого яйца через проделанное иглой отверстие выливалось содержимое, вместо которого в яйцо засыпали 77 зерен пшена. Затем на восходе солнца яйцо бросали в реку со словами: “Добридень вас усім, є вас 77, є вам і снідання всім”.

После этого необходимо было бежать, не оглядываясь. Можно предположить, что зерна пшена в данном случае выполняли роль откупной жертвы болезни. Более рациональным был способ лечения, применявшийся на Восточном Подолье: больному лихорадкой рекомендовалось употреблять водку, настоянную на стебле подсолнечника.

На Харьковщине в этом случае больному советовали выкупаться на рассвете и затем выбросить на дорогу рубашку или полотенце (которым вытирался). Верили, что болезнь перейдет к тому, кто поднимет вещь больного. Персонифицированно представлялись также гостецъ (суставной ревматизм), испуг и другие заболевания. Гостецъ представал в виде особого злого духа, проживающего в разных местах и поражающего любую часть человеческого тела. А испуг (ляк, переполох) народное воображение рисовало в виде “красного паныча”, который, перевоплотившись, мог проникнуть в человека. Поэтому и “выкачивали” его яйцом, “выливали” смолой, воском или свинцом, сопровождая все эти процедуры заговорами, предписывающими испугу оставить человека, выйти из него.

Бытующие представления о духах мрака как виновниках заболеваний порождали и соответствуюпще способы избавления от них с помощью светоносных и теплотворных начал - Солнца и Огня. Именно этим объясняются обращения к Солнцу с просьбой помочь исцелить человека, являющиеся существенным элементом всех древнейших вариантов заговоров.

Нередко причиной заболевания, этиология которого была непонятна, считались определенные одухотворенные явления окружающего мира (гром, молния, ветер, луна). По всей Украине было распространено представление о том, что некоторые психические заболевания, паралич, эпилепсия и другие недуги возникают в результате попадания человека в “вихрь” - крутящийся ветер, который в народных поверьях ассоциировался с “нечистым” (дьяволом). Верили, что опасно не только самому оказаться овеянным вихрем, но и позволить ему сорвать с себя какую-то вещь, так как это неминуемо вызывало заболевание.

Считали также, что на здоровье человека могла оказать влияние луна. На Подолье бытовало поверье, что лунный свет отрицательно действует на спящего ребенка, поэтому в комнате, где он спит, рекомендовалось тщательно занавешивать окна. В народной медицинской практике с определенными фазами луны связывалась реализация лечебных назначений (заговоры зубов, бородавок, кожных заболеваний).

Cогласно народным воззрениям заболеть можно было не только з води, од вітру, од поганого ока, од даннЯ, от олицетворенных носителей болезни, но и от “порчи” и от так называемой “дурной минуты”. Џредставление о ней зиждилось на бытующей в народе вере в “добрый и злой час”, в “легкие и тяжелые дни”. ‚ частности, верили, что если в “дурную”, недобрую пору выйти из дому во двор (особенно ночью), то непременно заболеешь.

у украинцев, как и у других народов, широко бытовали представления об отрицательном воздействии на здоровье людей колдунов, знахарей и ведьм, которые, состоя в союзе с “нечистым”, могли “наслать” на человека любую болезнь. Прежде всего это касалось наиболее распространенной на Украине группы заболеваний, получивших названия вроки (уроки) и пристріт (сглаз). Причиной их считали ветер, действия знахарей, взгляд недоброго человека. Верили, что знахари могли “наслать” болезнь от зависти. Как следствие “уроков” воспринималось также возникновение ряда детских недомоганий, объединенных термином крикливиці.

Широко бытовали представления о том, что болезнь можно наслать различными магическими действиями (“подлить”, “подбросить”; вынув землю со следа человека, заколдовать ее и т.п.). Наиболее распространенным способом “насылания” болезни или несчастья на семью либо человека являлось подбрасывание к ним вещей больного или испорченного яйца (бовтун). Верили также, что в ряде случаев заболевание вызывается поселившимися в кишечнике змеями и лягушками, и, чтобы изгнать их из человека, предпринимались различные магические действия.

Рациональные и иррациональные представления о причинах и природе заболеваний обусловили и соответствующие способы и методы лечения. Среди наиболее распространенных рациональных средств народной медицины украинцев, как и других восточнославянских народов, было применение лекарственных растений. Практически каждая семья имела минимум знаний о лечебных свойствах растений, о наиболее целесообразном времени их сбора, способах заготовки и использования. О древности народной фитотерапии свидетельствуют не только письменные источники (древнерусские лечебники, рукописные травники), но и названия распространенных видов лекарственных растений, известных всем славянским народам.

Многовековой народный опыт и наблюдения позволили выработать определенные правила сбора растений. Одни из них рекомендовалось собирать в новолуние, другие - до восхода солнца, третьи - в полдень. Однако наиболее устоявшейся и распространенной на территории Украины является традиция сбора лекарственных трав в дни Симона Зилота и Ивана Купалы. В районах Центральной и Восточной Украины сбор лекарственных трав начинался 10 мая - в праздник Симона Зилота, который почитался в народе как покровитель растений, наделявший их целебными свойствами.

С этим днем связаны различные обрядовые действия, многие элементы которых являются рудиментами дохристианских обрядов. Так, бытовавшие в центральных районах Украины, и в частности на Киевщине и Полтавщине, еще в начале 1920-х годов зільницькі обряды включали коллективные сборы трав и трапезу, очищение водой (купание в отваре собранных трав), а также жертвоприношение хлебом Симону Зилоту.

В отдельных регионах Украины (в частности, на Подолье) существовала традиция сбора лекарственных растений в праздники “Божого тіла” и “Матері Божої зільной’ (Успение - 15 августа). Широко распространенным по всей Украине был также обычай сбора растений “на Маковея” (1 августа) и “на Спаса” (6 августа).

В эти дни собирали преимущественно определенные огородные и дикорастущие растения, которым придавалось магическое значение (мак, подсолнух, овес, кукурузу, мяту, любисток, цикорий, ноготки и др.). Букет (квітка) из них освящался водой, которая, как верили, сообщала им особую целебную силу.

Собирали в Купальскую ночь не только лекарственное, но и “приворотное” (горечавку, девясил высокий, любисток) и охранительное (полынь, чернобыль, жгучую крапиву) зілля. Полынь и чернобыль использовались молодежью в Купальскую ночь как средство, отпугивающее русалок и ночную мару (призрак, видение), а жгучая крапива - как оберег от ведьм. Главное зілля Купальской ночи - волшебный цветок папоротника, который открывает своему обладателю все земные тайны.

Травы (чернобыль, цикорий, барвинок, любисток, васильки и др.) собирали и перед восходом солнца в Иванов день. Использовали их в течение всего года в лечебных и магических целях. В этот день знахари искали под чернобылем и полынью уголь, который якобы помогал от эпилепсии (черна хвороба) и лихорадки

Как правило, травы собирали до восхода солнца, натощак {натщё серце). Собирать их после 12 часов, когда появляется тень, на Волыни считалось нецелесообразным, так как травы тогда теряют целебные свойства. В то же время в других регионах некоторые травы, наоборот, рекомендовалось собирать только в полдень, когда уже нет росы. В ряде случаев украинская народная фитотерапия предписывает собирать травы в ночное время, при свете луны.

Важное значение имело также место сбора трав. Общепринятым было собирать их там, “де кури не піють”, т.е. в местах, далеких от населенных пунктов, в лесах и полях. Существовало много других, менее значимых предостережений и обычаев, касающихся сбора трав (о необходимости собирать их непременно в чистой одежде, предварительно искупавшись, о ббльшей целебной силе трав, собранных знахаркой, и т.п.). Сбор сопровождался специальными молитвами и заговорами: “Аврам сіяв. Матір Божа поливала й людям на ратунок [спасение] давала”; “Беру на лік і на довгий вік” и др.

Народная аптека украинцев насчитывала сотни лекарственных трав. Только в Карпатском регионе население применяло с лечебными целями более 350 видов растений.

С древнейших времен на территории нынешней Украины широко использовали лечебные свойства не только трав, кустарников, деревьев, но и садовых, огородных, технических культур, а также грибов и мхов.

В украинской фитотерапии, как и в фитотерапии других славянских народов, преобладали снадобья в виде отваров, водочных и водных настоев. Употреблялись соки свежих растений (как ранозаживляющее средство), а также порошки из высушенных растений и корней. Для лечения кожных заболеваний и ран нередко применяли мази, приготовленные на растительном или животном жире из соков растений или порошков. Кроме таких общераспространенных способов изготовления лекарственных средств, украинцам были знакомы и более сложные. Это молочные отвары различных растений (петрушки, укропа, семян льна), и настои на водке, вине, уксусе. Использовались и такие оригинальные способы приготовления лекарств, как тушение семян в сметане. В частности, на Подолье зафиксирован своеобразный рецепт для лечения нарывов, заживления ран - семена проскурины, тушенные в сметане. Интересный способ приготовления растительных лекарств на сметане зафиксирован и на Буковине: пережженные и растертые в порошок семена белой фасоли смешивали с “молодой” сметаной и использовали для лечения вогника (герпеса на губах).


Сложный и не лишенный рациональной основы способ получения лекарства из столовой свеклы (буряк) записан на Буковине. Свеклу очищали от кожуры и, срезав верхушку, выбирали середину. Образовавшуюся полость заполняли сахаром и накрывали верхушкой, примазывая ее тестом к свекле. Затем свеклу укладывали в кастрюлю, крышку которой для герметичности также примазывали тестом. Заполненную кастрюлю на всю ночь ставили в горячую печь, плотно закрывая ее заслонкой, заделывавшейся по краям глиной. На следующий день кастрюлю вынимали и ее содержимое (сок и гущу) употребляли как эффективное средство лечения туберкулеза.

Травы использовались также для разнообразных паровых ванночек. На Буковине паром душицы (материнка) лечили глазные заболевания, в центральных районах Украины и на Подолье применяли паровые ингаляции с дурманом для лечения зубов (как обезболивающее средство). Популярны были также различные настои растений или овощей на медовой основе. В частности, заслуживает внимания и такой уникальный способ: в спелой тыкве срезают верхушку, очищают тыкву от семян, затем заполняют медом, накладывают верхушку и, примазав ее герметически тестом, настаивают тыкву в темном месте в течение девяти дней. По истечении этого срока “настойку” применяют как лекарство от холецистита, гепатита и цирроза печени.

Как в прошлом, так и теперь бытовая медицина отдает преимущество многокомпонентным растительным средствам. В частности, на Слобожанщине славится “знахарка”, основными лечебными средствами которой являются лекарственные сборы, включающие 99 растений. Такой отвар {чай) она рекомендует принимать внутрь, а также делать из него примочки при кожных заболеваниях и ожогах. Благотворное комплексное воздействие этого “чая” на весь организм обусловливает успех лечения.

На Подолье зафиксировано широко бытовавшее некогда по всей Украине купание детей и больных в отваре лесного сена, в состав которого входит много ценных лекарственных растений с разносторонним лечебным действием, что, естественно, оздоравливает весь организм.


В Карпатах и Закарпатье для лечения простудных заболеваний из сена полонинских высокогорных трав устраивали так называемую “суху пару” - своеобразные ингаляции, благотворно влиявшие на весь организм.

Сложные многокомпонентные сборы рекомендовались и при головных болях. На Винниччине (Восточное Подолье), например, от головных болей советовали мыть голову в отварах чабреца {чебрець), копытня {копитник, копитняк), лопуха, листьев грецкого ореха.

В арсенале средств народной фитотерапии украинцев имеется немало растений с универсальными свойствами и широким спектром показаний. Особрй популярностью пользовался зверобой {Іванове зілля). Его называли в народе ліком (лекарством) от ста болезней. Тонизирующие, вяжущие и бактерицидные свойства зверобоя подтверждены научной медициной. Они были также хорошо известны всем славянским народам. Излюбленным народным средством лечения была аптечная ромашка (рум'янок). Ее применяли для промывания ран и лечения кожных болезней, при простудных, желудочно-кишечных, гинекологических и других заболеваниях.

Универсальными свойствами наделяла народная фитотерапия украинцев и подорожник великий, который использовали для лечения заболеваний желудочно-кишечного тракта и печени, простудных и онкологических, а также для заживления ран и ожогов

Очень эффективным лекарством считалась крапива жгучая (Urtica dioica L.), известная прежде всего как хорошее кровоостанавливающее средство при легочных, кишечных и других кровотечениях. Вместе с тем отвары ее листьев и корней применялись для очищения крови и при простудных заболеваниях.

Отвары из соцветий крапивы рекомендовались при расстройствах желудка. Использовалась также мелкая крапива (жижавка) - главным образом для лечения радикулитов. Народная традиция приписывала ей и функции оберега от злых сил.

На Украине исстари одним из популярнейших лекарственных средств народной медицины являлся и тысячелистник {деревій, кровйвник, серпоріз). Кровоостанавливающие свойства этого растения известны многим народам. Его соком или сухим порошком лечили раны. Свежий сок или отвары тысячелистника принимали при заболеваниях желудочно-кишечного тракта, расстройствах желудка, лечили ими и хронические бронхиты, а также женские болезни.

Среди других растений-универсалов, занимающих важное место в традиционной фитотерапии украинцев, наиболее известны были мята, девясил высокий, аир {лепехй, татарське зілля), чистотел и др.

(Продолжение следует.)

Автор: А.А. Скрипник

Источник: Украинцы. - М.: Наука, 2000. - 535 с., ил.
Tags: Европа, Украина, медицина, традиции и обычаи, украинцы, флора
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments